Цифровизация, универсализация и гибридизация: как отразилась пандемия на рынке жилья

Строительная отрасль продолжает оценивать последствия пандемического шторма. Сам по себе девелоперский продукт в силу своей естественной инертности пока еще не успел измениться, но технологии его продвижения и реализации подверглись существенной трансформации. Особенно это затронуло недвижимость бизнес- и премиум-класса.

Купить квартиру как футболку

Деятельность девелоперов жестко обусловлена теми закономерностями, которые задают циклы проектирования, согласования, строительства и реализации проектов. Они рассчитаны на несколько лет. Соответственно, эволюционные изменения, связанные с характеристиками самого продукта, более-менее полно проявятся лишь в 2022-2023 гг.

PR, маркетинг, продвижение, продажи, клиентский сервис и другие мобильные составляющие строительного бизнеса поменялись раньше и сильнее остальных. Очевидно, что быстрое распространение коронавируса и правительственные меры, призванные его затормозить, стали шоком для строительной индустрии. И практически сразу она начала предлагать решения, которые могли бы вновь вернуть контроль над ситуацией. За считаные недели застройщики сумели перевести в онлайн практически все составляющие процедуры по приобретению недвижимости – осмотр квартир, подготовка и визирование документов, оформление ипотеки, выбор формата отделки и т.д.

Те застройщики, которые еще до пандемии инвестировали в цифровизацию, сумели сформировать полноценные интернет-магазины недвижимости. Появился сервис, функционирующий, в сущности, по тем же принципам, что и популярные платформы электронной коммерции. Четко обозначился тренд, указывающий, что уже в ближайшее время купить квартиру станет так же просто как футболку или наушники.

Элит-класс и масс-маркет – вне зоны влияния коронакризиса

Рынок недвижимости – явление со сложной структурой, объединяющей несколько сегментов и фракций. Элит-класс просто не заметил кризис. Его аудитория понесла минимальные финансовые потери. Покупаемый ею продукт по-прежнему отличается лучшими из возможных характеристик на рынке, обеспечивая предельно возможный уровень комфорта и приватности. Разве что, усилился интерес к частным резиденциям. В другой части рынка возможности для эволюции спроса ограничены. Они упираются в жесткие бюджетные рамки. Снижение доходов населения не позволяют этой аудитории претендовать на жилье с принципиально другим набором качественных характеристик. Да, программа льготной ипотеки помогла тысячам семей улучшить свои жилищные условия. Более того, она предоставила застройщикам ресурс ликвидности в тот момент, когда они большего всего в этом нуждались. И поэтому субсидирование жилищного кредитования показало себя безусловно благотворной и своевременной мерой. Но у всех подобных решений есть своя цена. Уменьшение ставок и либерализация условий кредитования обернулись 20-25-процентной инфляцией на жилищном рынке. В результате, реальная доступность жилья в массовом сегменте осталась на прежнем уровне или даже уменьшилась.

Сегменты «бизнес» и «премиум» – поле для инноваций

Наиболее восприимчива для инноваций в российских условиях аудитория бизнес- и премиум-класса (особенно более доступной его фракции). Она продемонстрировала интерес к более совершенному продукту, отвечающему всем современным тенденциям. И в то же время ее представители готовы доплатить за это.

Главными треками развития, по всей видимости, станут гибридизация и универсализация. Важнейшая примета пандемического кризиса – массовый перевод сотрудников на удаленный режим работы, фактически уничтоживший границы между жилым и рабочим пространством. Многие компании либо вовсе отказались от стандартных офисов, либо уменьшили площадь арендуемых помещений.

Чтобы повысить эффективность рабочих процессов в новой среде, и в то же время не нарушать домашнего комфорта, потребуется оснащение отдельных зон или помещений. Это приведет к пересмотру линейки у планировок за счет включения в нее универсальных вариантов, предполагающих высокую функциональность и вариативность. В жилых комплексах расширится пул гибких рабочих пространств. Кроме того, в период пандемии остро встала проблема с поиском и удержанием арендаторов. Соответственно, пояс нежилых (общественных и коммерческих) помещений в новостройках будет планироваться таким образом, чтобы принять компании самого разного профиля, особенно те, которые доказали свою жизнеспособность в экстремальных условиях – dark store, dark kitchen, пункты выдачи и т.д.

Микроклимат и микросреда – новые тренды

Еще одно направление, которое точно будет востребовано, – оснащение квартир оборудованием, которое регулирует микроклимат, а помимо этого повышает безопасность среды проживания. Сюда относятся бактерицидные установки, системы дополнительной очистки и фильтрации воздуха, механизмы бесконтактного открытия дверей и вызова лифтов.

Возрастет роль зеленой инфраструктуры. За месяцы вынужденной изоляции жители мегаполисов ощутили, насколько весомым бонусом является наличие современного ландшафтного парка на территории жилого комплекса, особенно если он дополнен развлекательными, познавательными опциями, зонами отдыха, спортивными площадками, арт-объектами.

Следует отметить, что пандемия лишь ускорила те процессы, которые зародились в строительной индустрии еще за несколько лет до нее, и не привела к появлению потенциально новых феноменов. Однако она выступила сверхмощным катализатором и во многом изменила отношение практически всех участников рынка к жилью и жилой среде в целом.