Частные дома вместо небоскребов. Когда россияне массово начнут переезжать за город и что для этого нужно?

Почему в других странах люди комфортно живут в собственных домах, а у нас в основном ютятся в квартирах? Ведь у нас даже за чертой города строятся не малоэтажные поселки, а высотные дома. Разве это способствует гармоничному развитию пригородов? Конечно, нет, так быть не должно. Но застройщикам легче возводить высотки. Потому что перед тем, чтобы начать строить малоэтажный поселок, нужно подготовить территорию, перевести землю в нужную категорию, разработать градостроительный план, подвести все коммуникации – а это долгий бюрократический процесс, переговоры с местными властями и затраты, затраты…

«Безусловно, для развития таких регионов, как, например, Московская область, требуется гораздо большая доля жилья малоэтажных форматов, чем мы видим сейчас. Но сегодня девелоперу загородной недвижимости приходится прилагать огромные усилия, а также нести космические издержки, чтобы обеспечить будущий или строящийся поселок, к примеру, газом, – подтверждает Ольга Магилина, заместитель генерального директора KASKAD Недвижимость. – Вкупе с тем, что покупатель сегодня не готов ждать заселения годами, а, напротив, рассчитывает получить дом в максимальной строительной готовности через несколько месяцев, – все эти обстоятельства и приводят к нехватке предложений на загородном рынке». Таким образом, девелоперам совокупно просто не хватает ресурсов для формирования здоровой рыночной конкуренции в сегменте.

Разговоры о том, как было бы хорошо начать регулировать загородную застройку и облегчить работу девелоперов, чтобы они строили малоэтажные комплексы вместо небоскребов, ведутся давно. На прошлой неделе об этом снова заговорили. Гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко в интервью «Российской газете» отметил, что государство недостаточно поддерживает индивидуальное жилищное строительство, на которое высок запрос населения, и призвал сократить бюрократическую волокиту, скорректировать документы территориального планирования так, чтобы выделить зоны застройки именно под ИЖС.

Причем эти зоны должны находиться недалеко от существующих рабочих мест и иметь развитую инфраструктуру. Муниципалитеты должны установить предельные параметры застройки по этажности, которые застройщикам не будет позволено нарушать.

Еще один аспект – ипотека для желающих купить свой дом. Опросы показывают, что 70% россиян мечтают о жизни именно в доме, а не в квартире, и более 80% потенциальных покупателей коттеджей хотели бы воспользоваться кредитными средствами. Но доступ к ипотечному кредитованию для покупателей загородного жилья все еще остается куда более затрудненным, чем для покупателей квартир в многоэтажках. Доля ипотеки на ИЖС в общей структуре выданных жилищных кредитов пока находится на уровне 5%. «Появление выгодных для потребителя ипотечных программ, в том числе на строящиеся односемейные дома, позволит существенно увеличить этот сегмент рынка недвижимости», – уверена Ольга Магилина.

Застройщики, которые готовы строить малоэтажку, есть и только ждут, когда власти будут готовы к активному сотрудничеству. «Населенные пункты не должны состоять только из многоквартирных домов. Свой дом — это определенная свобода, комфорт, образ жизни и даже философия. Если инициатива ДОМ.РФ будет иметь продолжение на уровне муниципалитетов, мы готовы оказать всестороннюю поддержку этой инициативе на нашем районном уровне», – заявляет владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.

Пока же даже имеющийся поселок бывает сложно подключить к каким-то сетям, не говоря уже о развитии там своей инфраструктуры. «Мы уже столкнулись с вопросом газификации, где в СНТ, на территории товарищества эти затраты компенсируются его членами. А ведь эти объединения уже давно не садоводческие. Там можно прописаться и в них живут люди», – продолжает Максим Лазовский.

Необходимо признавать СНТ и ДПК населенными пунктами, предлагает эксперт. И этот процесс уже идет. Но полным ходом запустить его мешает отсутствие инфраструктуры. В населенном пункте должны быть больница, школы и хорошие подъездные пути – только тогда люди захотят жить за городом круглогодично и активно заселяться в индивидуальные дома.